26 ноября 2024 года специалисты нашего детского сада в рамках годичного семинара по речевому развитию провели второе заседание по теме «Формирование ЗКР и предпосылок к обучению грамоте у детей дошкольного возраста в контексте с ФОП ДО» Основной целью, семинара являлось - повышение уровня компетентности педагогов с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников .
Учителя –логопеды Шрейдер В.А. и Шуман Р.В. обозначили основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Рассказали о развитии артикуляционного аппарата, речевого дыхания, о формирование фонематического восприятия и слуха, правильного произношения всех звуков родного языка.
Музыкальный руководитель Гилязова В.А. показала приемы и игры для работы над голосом, речевым дыханием, интонационной выразительностью, темпом речи и дикцией.
Младшая группа |
Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» |
Задачи |
Содержание образовательной деятельности |
Приёмы |
Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане. |
Артикуляция звуков: гласных (а, у, о, ы, э, и) и согласных (м, б, п, д, т, г, к, в, ф). |
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры, по называнию взрослым символа звучания: [и] - кричит жеребёнок, [ква] - квакает лягушка. |
Развитие речевого внимания и произносительных навыков. |
Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Ответь правильно», «Назови предмет», «Покажи и назови», «Лото».
(Изучаемый звук произносится протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно). |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение некоторыми графическими навыками.
Управление движениями рук и пальцев. |
Рисование фломастером дорожек, линий, округлых форм, линии от одного предмета к другому.
Рисование фломастером по пунктирным линиям.
Закрашивание предметов, не выходя за контуры. |
Средняя группа |
Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» |
Продолжать практически знакомить с термином «слово». |
Работа с литературным текстом по подбору слов, близких по звучанию и подходящих по смыслу в конце каждого двустишия. |
Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение». |
Обобщение и классификация предметов. |
Игры «Назови правильно», «Звук потерялся». |
Знакомство с термином «слово». |
Моделирование слова в виде прямоугольника. |
Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и, похоже. |
Знакомство с многообразием слов. |
Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Назови скорее». |
Сопоставление близких по звучанию слов. |
Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Звуки поменялись местами». |
Сравнение слов по звуковым характеристикам. |
Игры «Звонко, громко, тихо», «Какие бывают слова?». |
Развивать внимание к звукослоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие). |
Сравнение слов по звучанию. |
Игры «Раздели правильно», «Что длиннее?»: различение длинных и коротких слов, на простукивание, похлопывание, притопывание слогового рисунка слов. |
Продолжать практически знакомить с термином «звук». |
Сопоставление одинаковых звуков, сочетаний звуков по мелодике (высоте, силе, тембру). |
Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу». |
Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов). |
Различение на слух твёрдых и мягких согласных. |
Игры: «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенки большого или маленького насоса», «песенки большого или маленького комара», «песенка ветра», «песенка жука». |
Определение твёрдых и мягких согласных. |
Игровые упражнения со звуками «Ц», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»; парами звуков «К-Кь», «Б-Бь»: охарактеризовать, как звучит заданный звук в слове (мягко, твёрдо).
Игры «Помоги животным найти домик», «Помоги животным найти свой вагон». |
Учить способам интонационного выделения звука в словах. |
Интонированное выделение воспитателем звука в слове, который ребёнок должен определить. |
Игра «Будь внимательным». |
Одновременное произнесение слова взрослым и ребёнком, интонационно выделяя звук. |
Игры «Давай произнесём вместе», «Давайте произнесём хором»: протяжно, громче, четче. |
Определять и изолированно называть первый звук в словах. |
Самостоятельное произношение слова, интонационно подчеркивая в них первый звук. |
Игра «Назови первый звук»: протяжно, громче, четче. |
Формировать умение называть слова с заданным звуком. |
Выделение слова с заданным звуком в речевом потоке. |
Игра «Чья песенка?»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенка жука» или «песенка ветра». |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение некоторыми графическими навыками.
Словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает. |
Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов.
Рисование по точкам.
Закрашивание рисунка.
Штриховка. |
Старшая группа |
Раздел: «Освоение фонетической стороны речи» |
Формировать понятия «звук», «гласный звук» |
Выделение гласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука. |
Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение.
Моделирование гласного звука. Красный кружочек или квадрат - гласный звук. |
Формировать понятие «согласный звук». |
Выделение согласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука. |
Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение. |
Формировать понятия твердый согласный звук, мягкий согласный звук. |
Формирование понятий о твердости и мягкости согласных звуков. |
Моделирование согласных звуков. Синим кружочком или квадратом обозначают твердый согласный звук, а зелёным - мягкий согласный.
Игра «Тим и Том». |
Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги. |
Формирование представления о слоге как части слова. |
Игра «Слова и слоги». |
Деление слов на слоги. |
Игры «Раздели правильно», «Болельщики», «Поздравляем»:
двусложные слова с открытыми слогами (папа); двусложные слова с закрытым слогом (вагон); двусложные слова со стечением согласных (банка); двусложные слова из двух закрытых слогов (башмак). |
Моделирование слогового состава слова. |
Модель (прямоугольник или горизонтальная линия, разделенная вертикальной линией на две части). |
Формировать умение выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова. |
Выделение одного из слогов в слове большей силой голоса в сравнении с другими и определение его места в структуре слова. |
Моделирование слова с ударным и безударным слогом. |
Формировать понятия ударный гласный, безударный гласный звук. |
Формирование понятий ударный и безударный гласный звук. |
Игра «Позови слово». |
Формировать умение производить анализ и синтез звукосочетаний из гласных звуков. |
Звуковой анализ и синтез звукосочетаний. |
Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в звукосочетания.
2. Составление графической схемы слияния звуков. |
Формировать умение производить звуковой анализ и синтеза закрытых и открытых слогов. |
Звуковой анализ и синтез закрытых слогов (ГС). |
Игра «Слоговые домики».
Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога. |
Звуковой анализ и синтез открытых слогов (СГ). |
Игра «Слоговые домики».
Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога. |
Формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, согласный, твердый согласный, мягкий согласный). |
Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (кот, кит). |
Игра «От слова к звукам» (слова подбираются из звуков сохранных в произношении детей).
Фонемный анализ.
1. Моделирование графической схемы слова.
2. Определение количества звуков в слове.
3. Перечисление звуков в слове по порядку.
4. Характеристика каждого звука. |
Познакомить с термином «предложение». |
Составление простых нераспространённых предложений. |
Игра «Живое предложение из слов».
Составление предложений по 1-фигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов.
Составление простых распространённых предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов и условно-графической схемы предложения. |
Знакомство с термином «предложение». |
Анализ состава предложения, моделирование с помощью полосок разной длины (условно-графическая схема предложения). |
Формировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. |
Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука. |
Соотнести предметные картинки (ухо, глаз, рот, карандаш). |
Формирование умения находить букву среди других букв алфавита. |
Игры «Чудесный мешочек», «Найди соседа букве», «Буквы рассыпались», «Подчеркни какую-либо букву в тексте». |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. |
1. Составление букв из палочек, выкладывание из шнурка и мозаики.
2. Печатанье букв по точкам, а затем самостоятельно.
3. Лепка, штриховка в разных направлениях, рисование по пунктиру.
4. Ориентировка на листе бумаги. |
Подготовительная группа |
Раздел: «Освоение фонетической стороны речи» |
Закреплять представления о гласных и согласных звуках. |
Закрепление отличительных признаков гласных и согласных звуков. |
Игра «Преграда, без преград». |
Освоить навыки звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков. |
Звуковой анализ и синтез слов из трех - пяти звуков. |
Игра «От слова к звукам»: односложные слова без стечения согласных (мак); двусложные слова с открытыми слогами (лужа); двусложные слова с закрытыми слогами (бублик); двусложные слова со стечением согласных (трава);
односложные слова со стечением согласных (клык). |
Совершенствовать умение выделять звук на фоне слова. |
Выделение звука на фоне слова (начало, середина, конец). |
Игра «Соотнеси картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук». |
Совершенствовать умение делить слова на слоги. |
Деление слов на слоги. |
Игры «Болельщики», «Поздравляем»: деление на слоги трехсложных слов с открытыми слогами (батоны, вагоны). |
Формировать умение составлять слова из слогов. |
Составление слов с двумя открытыми слогами. |
Игры «Доскажи словечко», «Собери слово», «Рассыпалось слово». |
Формировать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-4 слов. |
Анализ простого двусоставного предложения. |
Алгоритм анализа предложения:
1. Определение количества и последовательности слов в предложении.
2. Моделирование предложений с помощью полосок разной длины. |
Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита. |
Правильно называть буквы русского алфавита. |
Игра «Скажи, как меня зовут». |
Сформировать навыки чтения и печатания отдельных слогов, слов и коротких предложений. |
Чтение слияний гласных звуков.
Чтение обратных и прямых слогов, слов, предложений из 2-3 слов с пройденными буквами. |
Игра «Прочитай-ка». |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. |
1. Конструирование и трансформирование пройденных букв из различных материалов.
2. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв.
3. Графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции.
4. Штриховка, закрашивание контуров предметов, орнаментов, сюжетных картинок.
Младшая группа |
Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» |
Задачи |
Содержание образовательной деятельности |
Приёмы |
Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане. |
Артикуляция звуков: гласных (а, у, о, ы, э, и) и согласных (м, б, п, д, т, г, к, в, ф). |
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры, по называнию взрослым символа звучания: [и] - кричит жеребёнок, [ква] - квакает лягушка. |
Развитие речевого внимания и произносительных навыков. |
Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Ответь правильно», «Назови предмет», «Покажи и назови», «Лото».
(Изучаемый звук произносится протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно). |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение некоторыми графическими навыками.
Управление движениями рук и пальцев. |
Рисование фломастером дорожек, линий, округлых форм, линии от одного предмета к другому.
Рисование фломастером по пунктирным линиям.
Закрашивание предметов, не выходя за контуры. |
Средняя группа |
Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» |
Продолжать практически знакомить с термином «слово». |
Работа с литературным текстом по подбору слов, близких по звучанию и подходящих по смыслу в конце каждого двустишия. |
Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение». |
Обобщение и классификация предметов. |
Игры «Назови правильно», «Звук потерялся». |
Знакомство с термином «слово». |
Моделирование слова в виде прямоугольника. |
Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и, похоже. |
Знакомство с многообразием слов. |
Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Назови скорее». |
Сопоставление близких по звучанию слов. |
Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Звуки поменялись местами». |
Сравнение слов по звуковым характеристикам. |
Игры «Звонко, громко, тихо», «Какие бывают слова?». |
Развивать внимание к звукослоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие). |
Сравнение слов по звучанию. |
Игры «Раздели правильно», «Что длиннее?»: различение длинных и коротких слов, на простукивание, похлопывание, притопывание слогового рисунка слов. |
Продолжать практически знакомить с термином «звук». |
Сопоставление одинаковых звуков, сочетаний звуков по мелодике (высоте, силе, тембру). |
Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу». |
Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов). |
Различение на слух твёрдых и мягких согласных. |
Игры: «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенки большого или маленького насоса», «песенки большого или маленького комара», «песенка ветра», «песенка жука». |
Определение твёрдых и мягких согласных. |
Игровые упражнения со звуками «Ц», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»; парами звуков «К-Кь», «Б-Бь»: охарактеризовать, как звучит заданный звук в слове (мягко, твёрдо).
Игры «Помоги животным найти домик», «Помоги животным найти свой вагон». |
Учить способам интонационного выделения звука в словах. |
Интонированное выделение воспитателем звука в слове, который ребёнок должен определить. |
Игра «Будь внимательным». |
Одновременное произнесение слова взрослым и ребёнком, интонационно выделяя звук. |
Игры «Давай произнесём вместе», «Давайте произнесём хором»: протяжно, громче, четче. |
Определять и изолированно называть первый звук в словах. |
Самостоятельное произношение слова, интонационно подчеркивая в них первый звук. |
Игра «Назови первый звук»: протяжно, громче, четче. |
Формировать умение называть слова с заданным звуком. |
Выделение слова с заданным звуком в речевом потоке. |
Игра «Чья песенка?»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенка жука» или «песенка ветра». |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение некоторыми графическими навыками.
Словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает. |
Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов.
Рисование по точкам.
Закрашивание рисунка.
Штриховка. |
Старшая группа |
Раздел: «Освоение фонетической стороны речи» |
Формировать понятия «звук», «гласный звук» |
Выделение гласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука. |
Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение.
Моделирование гласного звука. Красный кружочек или квадрат - гласный звук. |
Формировать понятие «согласный звук». |
Выделение согласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука. |
Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение. |
Формировать понятия твердый согласный звук, мягкий согласный звук. |
Формирование понятий о твердости и мягкости согласных звуков. |
Моделирование согласных звуков. Синим кружочком или квадратом обозначают твердый согласный звук, а зелёным - мягкий согласный.
Игра «Тим и Том». |
Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги. |
Формирование представления о слоге как части слова. |
Игра «Слова и слоги». |
Деление слов на слоги. |
Игры «Раздели правильно», «Болельщики», «Поздравляем»:
двусложные слова с открытыми слогами (папа); двусложные слова с закрытым слогом (вагон); двусложные слова со стечением согласных (банка); двусложные слова из двух закрытых слогов (башмак). |
Моделирование слогового состава слова. |
Модель (прямоугольник или горизонтальная линия, разделенная вертикальной линией на две части). |
Формировать умение выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова. |
Выделение одного из слогов в слове большей силой голоса в сравнении с другими и определение его места в структуре слова. |
Моделирование слова с ударным и безударным слогом. |
Формировать понятия ударный гласный, безударный гласный звук. |
Формирование понятий ударный и безударный гласный звук. |
Игра «Позови слово». |
Формировать умение производить анализ и синтез звукосочетаний из гласных звуков. |
Звуковой анализ и синтез звукосочетаний. |
Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в звукосочетания.
2. Составление графической схемы слияния звуков. |
Формировать умение производить звуковой анализ и синтеза закрытых и открытых слогов. |
Звуковой анализ и синтез закрытых слогов (ГС). |
Игра «Слоговые домики».
Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога. |
Звуковой анализ и синтез открытых слогов (СГ). |
Игра «Слоговые домики».
Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога. |
Формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, согласный, твердый согласный, мягкий согласный). |
Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (кот, кит). |
Игра «От слова к звукам» (слова подбираются из звуков сохранных в произношении детей).
Фонемный анализ.
1. Моделирование графической схемы слова.
2. Определение количества звуков в слове.
3. Перечисление звуков в слове по порядку.
4. Характеристика каждого звука. |
Познакомить с термином «предложение». |
Составление простых нераспространённых предложений. |
Игра «Живое предложение из слов».
Составление предложений по 1-фигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов.
Составление простых распространённых предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов и условно-графической схемы предложения. |
Знакомство с термином «предложение». |
Анализ состава предложения, моделирование с помощью полосок разной длины (условно-графическая схема предложения). |
Формировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. |
Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука. |
Соотнести предметные картинки (ухо, глаз, рот, карандаш). |
Формирование умения находить букву среди других букв алфавита. |
Игры «Чудесный мешочек», «Найди соседа букве», «Буквы рассыпались», «Подчеркни какую-либо букву в тексте». |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. |
1. Составление букв из палочек, выкладывание из шнурка и мозаики.
2. Печатанье букв по точкам, а затем самостоятельно.
3. Лепка, штриховка в разных направлениях, рисование по пунктиру.
4. Ориентировка на листе бумаги. |
Подготовительная группа |
Раздел: «Освоение фонетической стороны речи» |
Закреплять представления о гласных и согласных звуках. |
Закрепление отличительных признаков гласных и согласных звуков. |
Игра «Преграда, без преград». |
Освоить навыки звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков. |
Звуковой анализ и синтез слов из трех - пяти звуков. |
Игра «От слова к звукам»: односложные слова без стечения согласных (мак); двусложные слова с открытыми слогами (лужа); двусложные слова с закрытыми слогами (бублик); двусложные слова со стечением согласных (трава);
односложные слова со стечением согласных (клык). |
Совершенствовать умение выделять звук на фоне слова. |
Выделение звука на фоне слова (начало, середина, конец). |
Игра «Соотнеси картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук». |
Совершенствовать умение делить слова на слоги. |
Деление слов на слоги. |
Игры «Болельщики», «Поздравляем»: деление на слоги трехсложных слов с открытыми слогами (батоны, вагоны). |
Формировать умение составлять слова из слогов. |
Составление слов с двумя открытыми слогами. |
Игры «Доскажи словечко», «Собери слово», «Рассыпалось слово». |
Формировать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-4 слов. |
Анализ простого двусоставного предложения. |
Алгоритм анализа предложения:
1. Определение количества и последовательности слов в предложении.
2. Моделирование предложений с помощью полосок разной длины. |
Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита. |
Правильно называть буквы русского алфавита. |
Игра «Скажи, как меня зовут». |
Сформировать навыки чтения и печатания отдельных слогов, слов и коротких предложений. |
Чтение слияний гласных звуков.
Чтение обратных и прямых слогов, слов, предложений из 2-3 слов с пройденными буквами. |
Игра «Прочитай-ка». |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. |
1. Конструирование и трансформирование пройденных букв из различных материалов.
2. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв.
3. Графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции.
4. Штриховка, закрашивание контуров предметов, орнаментов, сюжетных картинок.
Младшая группа |
Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» |
Задачи |
Содержание образовательной деятельности |
Приёмы |
Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане. |
Артикуляция звуков: гласных (а, у, о, ы, э, и) и согласных (м, б, п, д, т, г, к, в, ф). |
Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры, по называнию взрослым символа звучания: [и] - кричит жеребёнок, [ква] - квакает лягушка. |
Развитие речевого внимания и произносительных навыков. |
Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Ответь правильно», «Назови предмет», «Покажи и назови», «Лото».
(Изучаемый звук произносится протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно). |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение некоторыми графическими навыками.
Управление движениями рук и пальцев. |
Рисование фломастером дорожек, линий, округлых форм, линии от одного предмета к другому.
Рисование фломастером по пунктирным линиям.
Закрашивание предметов, не выходя за контуры. |
Средняя группа |
Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» |
Продолжать практически знакомить с термином «слово». |
Работа с литературным текстом по подбору слов, близких по звучанию и подходящих по смыслу в конце каждого двустишия. |
Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение». |
Обобщение и классификация предметов. |
Игры «Назови правильно», «Звук потерялся». |
Знакомство с термином «слово». |
Моделирование слова в виде прямоугольника. |
Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и, похоже. |
Знакомство с многообразием слов. |
Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Назови скорее». |
Сопоставление близких по звучанию слов. |
Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Звуки поменялись местами». |
Сравнение слов по звуковым характеристикам. |
Игры «Звонко, громко, тихо», «Какие бывают слова?». |
Развивать внимание к звукослоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие). |
Сравнение слов по звучанию. |
Игры «Раздели правильно», «Что длиннее?»: различение длинных и коротких слов, на простукивание, похлопывание, притопывание слогового рисунка слов. |
Продолжать практически знакомить с термином «звук». |
Сопоставление одинаковых звуков, сочетаний звуков по мелодике (высоте, силе, тембру). |
Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу». |
Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов). |
Различение на слух твёрдых и мягких согласных. |
Игры: «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенки большого или маленького насоса», «песенки большого или маленького комара», «песенка ветра», «песенка жука». |
Определение твёрдых и мягких согласных. |
Игровые упражнения со звуками «Ц», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»; парами звуков «К-Кь», «Б-Бь»: охарактеризовать, как звучит заданный звук в слове (мягко, твёрдо).
Игры «Помоги животным найти домик», «Помоги животным найти свой вагон». |
Учить способам интонационного выделения звука в словах. |
Интонированное выделение воспитателем звука в слове, который ребёнок должен определить. |
Игра «Будь внимательным». |
Одновременное произнесение слова взрослым и ребёнком, интонационно выделяя звук. |
Игры «Давай произнесём вместе», «Давайте произнесём хором»: протяжно, громче, четче. |
Определять и изолированно называть первый звук в словах. |
Самостоятельное произношение слова, интонационно подчеркивая в них первый звук. |
Игра «Назови первый звук»: протяжно, громче, четче. |
Формировать умение называть слова с заданным звуком. |
Выделение слова с заданным звуком в речевом потоке. |
Игра «Чья песенка?»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенка жука» или «песенка ветра». |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение некоторыми графическими навыками.
Словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает. |
Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов.
Рисование по точкам.
Закрашивание рисунка.
Штриховка. |
Старшая группа |
Раздел: «Освоение фонетической стороны речи» |
Формировать понятия «звук», «гласный звук» |
Выделение гласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука. |
Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение.
Моделирование гласного звука. Красный кружочек или квадрат - гласный звук. |
Формировать понятие «согласный звук». |
Выделение согласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука. |
Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение. |
Формировать понятия твердый согласный звук, мягкий согласный звук. |
Формирование понятий о твердости и мягкости согласных звуков. |
Моделирование согласных звуков. Синим кружочком или квадратом обозначают твердый согласный звук, а зелёным - мягкий согласный.
Игра «Тим и Том». |
Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги. |
Формирование представления о слоге как части слова. |
Игра «Слова и слоги». |
Деление слов на слоги. |
Игры «Раздели правильно», «Болельщики», «Поздравляем»:
двусложные слова с открытыми слогами (папа); двусложные слова с закрытым слогом (вагон); двусложные слова со стечением согласных (банка); двусложные слова из двух закрытых слогов (башмак). |
Моделирование слогового состава слова. |
Модель (прямоугольник или горизонтальная линия, разделенная вертикальной линией на две части). |
Формировать умение выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова. |
Выделение одного из слогов в слове большей силой голоса в сравнении с другими и определение его места в структуре слова. |
Моделирование слова с ударным и безударным слогом. |
Формировать понятия ударный гласный, безударный гласный звук. |
Формирование понятий ударный и безударный гласный звук. |
Игра «Позови слово». |
Формировать умение производить анализ и синтез звукосочетаний из гласных звуков. |
Звуковой анализ и синтез звукосочетаний. |
Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в звукосочетания.
2. Составление графической схемы слияния звуков. |
Формировать умение производить звуковой анализ и синтеза закрытых и открытых слогов. |
Звуковой анализ и синтез закрытых слогов (ГС). |
Игра «Слоговые домики».
Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога. |
Звуковой анализ и синтез открытых слогов (СГ). |
Игра «Слоговые домики».
Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога. |
Формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, согласный, твердый согласный, мягкий согласный). |
Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (кот, кит). |
Игра «От слова к звукам» (слова подбираются из звуков сохранных в произношении детей).
Фонемный анализ.
1. Моделирование графической схемы слова.
2. Определение количества звуков в слове.
3. Перечисление звуков в слове по порядку.
4. Характеристика каждого звука. |
Познакомить с термином «предложение». |
Составление простых нераспространённых предложений. |
Игра «Живое предложение из слов».
Составление предложений по 1-фигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов.
Составление простых распространённых предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов и условно-графической схемы предложения. |
Знакомство с термином «предложение». |
Анализ состава предложения, моделирование с помощью полосок разной длины (условно-графическая схема предложения). |
Формировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. |
Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука. |
Соотнести предметные картинки (ухо, глаз, рот, карандаш). |
Формирование умения находить букву среди других букв алфавита. |
Игры «Чудесный мешочек», «Найди соседа букве», «Буквы рассыпались», «Подчеркни какую-либо букву в тексте». |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. |
1. Составление букв из палочек, выкладывание из шнурка и мозаики.
2. Печатанье букв по точкам, а затем самостоятельно.
3. Лепка, штриховка в разных направлениях, рисование по пунктиру.
4. Ориентировка на листе бумаги. |
Подготовительная группа |
Раздел: «Освоение фонетической стороны речи» |
Закреплять представления о гласных и согласных звуках. |
Закрепление отличительных признаков гласных и согласных звуков. |
Игра «Преграда, без преград». |
Освоить навыки звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков. |
Звуковой анализ и синтез слов из трех - пяти звуков. |
Игра «От слова к звукам»: односложные слова без стечения согласных (мак); двусложные слова с открытыми слогами (лужа); двусложные слова с закрытыми слогами (бублик); двусложные слова со стечением согласных (трава);
односложные слова со стечением согласных (клык). |
Совершенствовать умение выделять звук на фоне слова. |
Выделение звука на фоне слова (начало, середина, конец). |
Игра «Соотнеси картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук». |
Совершенствовать умение делить слова на слоги. |
Деление слов на слоги. |
Игры «Болельщики», «Поздравляем»: деление на слоги трехсложных слов с открытыми слогами (батоны, вагоны). |
Формировать умение составлять слова из слогов. |
Составление слов с двумя открытыми слогами. |
Игры «Доскажи словечко», «Собери слово», «Рассыпалось слово». |
Формировать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-4 слов. |
Анализ простого двусоставного предложения. |
Алгоритм анализа предложения:
1. Определение количества и последовательности слов в предложении.
2. Моделирование предложений с помощью полосок разной длины. |
Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита. |
Правильно называть буквы русского алфавита. |
Игра «Скажи, как меня зовут». |
Сформировать навыки чтения и печатания отдельных слогов, слов и коротких предложений. |
Чтение слияний гласных звуков.
Чтение обратных и прямых слогов, слов, предложений из 2-3 слов с пройденными буквами. |
Игра «Прочитай-ка». |
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. |
1. Конструирование и трансформирование пройденных букв из различных материалов.
2. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв.
3. Графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции.
4. Штриховка, закрашивание контуров предметов, орнаментов, сюжетных картинок. |
|
|