Второе заседание семинара-практикума "Звуковая культура речи"

29 ноября 2024 г.
Второе заседание семинара-практикума "Звуковая культура речи". . . . .
Второе заседание семинара-практикума "Звуковая культура речи".
.
.
.
.

26 ноября 2024 года специалисты нашего детского сада в рамках годичного семинара по речевому развитию провели второе заседание по теме «Формирование ЗКР и предпосылок к обучению грамоте у детей дошкольного возраста в контексте с ФОП ДО»  Основной целью, семинара являлось  - повышение уровня компетентности педагогов с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников .
Учителя –логопеды Шрейдер В.А. и Шуман Р.В. обозначили основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Рассказали о развитии артикуляционного аппарата,  речевого дыхания, о формирование фонематического восприятия и слуха, правильного произношения всех звуков родного языка.
Музыкальный руководитель Гилязова В.А. показала приемы и игры для работы над голосом, речевым дыханием, интонационной выразительностью, темпом речи и дикцией.

Младшая группа

Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

Задачи

Содержание образовательной деятельности

Приёмы

Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

Артикуляция звуков: гласных (а, у, о, ы, э, и) и согласных (м, б, п, д, т, г, к, в, ф).

Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры, по называнию взрослым символа звучания: [и] - кричит жеребёнок, [ква] - квакает лягушка.

Развитие речевого внимания и произносительных навыков.

Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Ответь правильно», «Назови предмет», «Покажи и назови», «Лото».
(Изучаемый звук произносится протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно).

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение некоторыми графическими навыками.
Управление движениями рук и пальцев.

Рисование фломастером дорожек, линий, округлых форм, линии от одного предмета к другому.
Рисование фломастером по пунктирным линиям.
Закрашивание предметов, не выходя за контуры.

Средняя группа

Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

Продолжать практически знакомить с термином «слово».

Работа с литературным текстом по подбору слов, близких по звучанию и подходящих по смыслу в конце каждого двустишия.

Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение».

Обобщение и классификация предметов.

Игры «Назови правильно», «Звук потерялся».

Знакомство с термином «слово».

Моделирование слова в виде прямоугольника.

Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и, похоже.

Знакомство с многообразием слов.

Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Назови скорее».

Сопоставление близких по звучанию слов.

Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Звуки поменялись местами».

Сравнение слов по звуковым характеристикам.

Игры «Звонко, громко, тихо», «Какие бывают слова?».

Развивать внимание к звукослоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие).

Сравнение слов по звучанию.

Игры «Раздели правильно», «Что длиннее?»: различение длинных и коротких слов, на простукивание, похлопывание, притопывание слогового рисунка слов.

Продолжать практически знакомить с термином «звук».

Сопоставление одинаковых звуков, сочетаний звуков по мелодике (высоте, силе, тембру).

Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу».

Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов).

Различение на слух твёрдых и мягких согласных.

Игры: «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенки большого или маленького насоса», «песенки большого или маленького комара», «песенка ветра», «песенка жука».

Определение твёрдых и мягких согласных.

Игровые упражнения со звуками «Ц», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»; парами звуков «К-Кь», «Б-Бь»: охарактеризовать, как звучит заданный звук в слове (мягко, твёрдо).
Игры «Помоги животным найти домик», «Помоги животным найти свой вагон».

Учить способам интонационного выделения звука в словах.

Интонированное выделение воспитателем звука в слове, который ребёнок должен определить.

Игра «Будь внимательным».

Одновременное произнесение слова взрослым и ребёнком, интонационно выделяя звук.

Игры «Давай произнесём вместе», «Давайте произнесём хором»: протяжно, громче, четче.

Определять и изолированно называть первый звук в словах.

Самостоятельное произношение слова, интонационно подчеркивая в них первый звук.

Игра «Назови первый звук»: протяжно, громче, четче.

Формировать умение называть слова с заданным звуком.

Выделение слова с заданным звуком в речевом потоке.

Игра «Чья песенка?»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенка жука» или «песенка ветра».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение некоторыми графическими навыками.
Словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает.

Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов.
Рисование по точкам.
Закрашивание рисунка.
Штриховка.

Старшая группа

Раздел: «Освоение фонетической стороны речи»

Формировать понятия «звук», «гласный звук»

Выделение гласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука.

Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение.

Моделирование гласного звука. Красный кружочек или квадрат - гласный звук.

Формировать понятие «согласный звук».

Выделение согласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука.

Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение.

Формировать понятия твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Формирование понятий о твердости и мягкости согласных звуков.

Моделирование согласных звуков. Синим кружочком или квадратом обозначают твердый согласный звук, а зелёным - мягкий согласный.
Игра «Тим и Том».

Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.

Формирование представления о слоге как части слова.

Игра «Слова и слоги».

Деление слов на слоги.

Игры «Раздели правильно», «Болельщики», «Поздравляем»:
двусложные слова с открытыми слогами (папа); двусложные слова с закрытым слогом (вагон); двусложные слова со стечением согласных (банка); двусложные слова из двух закрытых слогов (башмак).

Моделирование слогового состава слова.

Модель (прямоугольник или горизонтальная линия, разделенная вертикальной линией на две части).

Формировать умение выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова.

Выделение одного из слогов в слове большей силой голоса в сравнении с другими и определение его места в структуре слова.

Моделирование слова с ударным и безударным слогом.

Формировать понятия ударный гласный, безударный гласный звук.

Формирование понятий ударный и безударный гласный звук.

Игра «Позови слово».

Формировать умение производить анализ и синтез звукосочетаний из гласных звуков.

Звуковой анализ и синтез звукосочетаний.

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в звукосочетания.
2. Составление графической схемы слияния звуков.

Формировать умение производить звуковой анализ и синтеза закрытых и открытых слогов.

Звуковой анализ и синтез закрытых слогов (ГС).

Игра «Слоговые домики».

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога.

Звуковой анализ и синтез открытых слогов (СГ).

Игра «Слоговые домики».

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога.

Формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, согласный, твердый согласный, мягкий согласный).

Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (кот, кит).

Игра «От слова к звукам» (слова подбираются из звуков сохранных в произношении детей).

Фонемный анализ.

1. Моделирование графической схемы слова.
2. Определение количества звуков в слове.
3. Перечисление звуков в слове по порядку.
4. Характеристика каждого звука.

Познакомить с термином «предложение».

Составление простых нераспространённых предложений.

Игра «Живое предложение из слов».
Составление предложений по 1-фигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов.
Составление простых распространённых предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов и условно-графической схемы предложения.

Знакомство с термином «предложение».

Анализ состава предложения, моделирование с помощью полосок разной длины (условно-графическая схема предложения).

Формировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.

Соотнести предметные картинки (ухо, глаз, рот, карандаш).

Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

Игры «Чудесный мешочек», «Найди соседа букве», «Буквы рассыпались», «Подчеркни какую-либо букву в тексте».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

1. Составление букв из палочек, выкладывание из шнурка и мозаики.
2. Печатанье букв по точкам, а затем самостоятельно.
3. Лепка, штриховка в разных направлениях, рисование по пунктиру.
4. Ориентировка на листе бумаги.

Подготовительная группа

Раздел: «Освоение фонетической стороны речи»

Закреплять представления о гласных и согласных звуках.

Закрепление отличительных признаков гласных и согласных звуков.

Игра «Преграда, без преград».

Освоить навыки звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков.

Звуковой анализ и синтез слов из трех - пяти звуков.

Игра «От слова к звукам»: односложные слова без стечения согласных (мак); двусложные слова с открытыми слогами (лужа); двусложные слова с закрытыми слогами (бублик); двусложные слова со стечением согласных (трава);
односложные слова со стечением согласных (клык).

Совершенствовать умение выделять звук на фоне слова.

Выделение звука на фоне слова (начало, середина, конец).

Игра «Соотнеси картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук».

Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Деление слов на слоги.

Игры «Болельщики», «Поздравляем»: деление на слоги трехсложных слов с открытыми слогами (батоны, вагоны).

Формировать умение составлять слова из слогов.

Составление слов с двумя открытыми слогами.

Игры «Доскажи словечко», «Собери слово», «Рассыпалось слово».

Формировать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-4 слов.

Анализ простого двусоставного предложения.

Алгоритм анализа предложения:

1. Определение количества и последовательности слов в предложении.
2. Моделирование предложений с помощью полосок разной длины.

Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

Правильно называть буквы русского алфавита.

Игра «Скажи, как меня зовут».

Сформировать навыки чтения и печатания отдельных слогов, слов и коротких предложений.

Чтение слияний гласных звуков.
Чтение обратных и прямых слогов, слов, предложений из 2-3 слов с пройденными буквами.

Игра «Прочитай-ка».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

1. Конструирование и трансформирование пройденных букв из различных материалов.
2. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв.
3. Графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции.
4. Штриховка, закрашивание контуров предметов, орнаментов, сюжетных картинок.

Младшая группа

Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

Задачи

Содержание образовательной деятельности

Приёмы

Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

Артикуляция звуков: гласных (а, у, о, ы, э, и) и согласных (м, б, п, д, т, г, к, в, ф).

Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры, по называнию взрослым символа звучания: [и] - кричит жеребёнок, [ква] - квакает лягушка.

Развитие речевого внимания и произносительных навыков.

Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Ответь правильно», «Назови предмет», «Покажи и назови», «Лото».
(Изучаемый звук произносится протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно).

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение некоторыми графическими навыками.
Управление движениями рук и пальцев.

Рисование фломастером дорожек, линий, округлых форм, линии от одного предмета к другому.
Рисование фломастером по пунктирным линиям.
Закрашивание предметов, не выходя за контуры.

Средняя группа

Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

Продолжать практически знакомить с термином «слово».

Работа с литературным текстом по подбору слов, близких по звучанию и подходящих по смыслу в конце каждого двустишия.

Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение».

Обобщение и классификация предметов.

Игры «Назови правильно», «Звук потерялся».

Знакомство с термином «слово».

Моделирование слова в виде прямоугольника.

Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и, похоже.

Знакомство с многообразием слов.

Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Назови скорее».

Сопоставление близких по звучанию слов.

Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Звуки поменялись местами».

Сравнение слов по звуковым характеристикам.

Игры «Звонко, громко, тихо», «Какие бывают слова?».

Развивать внимание к звукослоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие).

Сравнение слов по звучанию.

Игры «Раздели правильно», «Что длиннее?»: различение длинных и коротких слов, на простукивание, похлопывание, притопывание слогового рисунка слов.

Продолжать практически знакомить с термином «звук».

Сопоставление одинаковых звуков, сочетаний звуков по мелодике (высоте, силе, тембру).

Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу».

Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов).

Различение на слух твёрдых и мягких согласных.

Игры: «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенки большого или маленького насоса», «песенки большого или маленького комара», «песенка ветра», «песенка жука».

Определение твёрдых и мягких согласных.

Игровые упражнения со звуками «Ц», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»; парами звуков «К-Кь», «Б-Бь»: охарактеризовать, как звучит заданный звук в слове (мягко, твёрдо).
Игры «Помоги животным найти домик», «Помоги животным найти свой вагон».

Учить способам интонационного выделения звука в словах.

Интонированное выделение воспитателем звука в слове, который ребёнок должен определить.

Игра «Будь внимательным».

Одновременное произнесение слова взрослым и ребёнком, интонационно выделяя звук.

Игры «Давай произнесём вместе», «Давайте произнесём хором»: протяжно, громче, четче.

Определять и изолированно называть первый звук в словах.

Самостоятельное произношение слова, интонационно подчеркивая в них первый звук.

Игра «Назови первый звук»: протяжно, громче, четче.

Формировать умение называть слова с заданным звуком.

Выделение слова с заданным звуком в речевом потоке.

Игра «Чья песенка?»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенка жука» или «песенка ветра».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение некоторыми графическими навыками.
Словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает.

Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов.
Рисование по точкам.
Закрашивание рисунка.
Штриховка.

Старшая группа

Раздел: «Освоение фонетической стороны речи»

Формировать понятия «звук», «гласный звук»

Выделение гласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука.

Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение.

Моделирование гласного звука. Красный кружочек или квадрат - гласный звук.

Формировать понятие «согласный звук».

Выделение согласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука.

Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение.

Формировать понятия твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Формирование понятий о твердости и мягкости согласных звуков.

Моделирование согласных звуков. Синим кружочком или квадратом обозначают твердый согласный звук, а зелёным - мягкий согласный.
Игра «Тим и Том».

Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.

Формирование представления о слоге как части слова.

Игра «Слова и слоги».

Деление слов на слоги.

Игры «Раздели правильно», «Болельщики», «Поздравляем»:
двусложные слова с открытыми слогами (папа); двусложные слова с закрытым слогом (вагон); двусложные слова со стечением согласных (банка); двусложные слова из двух закрытых слогов (башмак).

Моделирование слогового состава слова.

Модель (прямоугольник или горизонтальная линия, разделенная вертикальной линией на две части).

Формировать умение выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова.

Выделение одного из слогов в слове большей силой голоса в сравнении с другими и определение его места в структуре слова.

Моделирование слова с ударным и безударным слогом.

Формировать понятия ударный гласный, безударный гласный звук.

Формирование понятий ударный и безударный гласный звук.

Игра «Позови слово».

Формировать умение производить анализ и синтез звукосочетаний из гласных звуков.

Звуковой анализ и синтез звукосочетаний.

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в звукосочетания.
2. Составление графической схемы слияния звуков.

Формировать умение производить звуковой анализ и синтеза закрытых и открытых слогов.

Звуковой анализ и синтез закрытых слогов (ГС).

Игра «Слоговые домики».

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога.

Звуковой анализ и синтез открытых слогов (СГ).

Игра «Слоговые домики».

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога.

Формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, согласный, твердый согласный, мягкий согласный).

Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (кот, кит).

Игра «От слова к звукам» (слова подбираются из звуков сохранных в произношении детей).

Фонемный анализ.

1. Моделирование графической схемы слова.
2. Определение количества звуков в слове.
3. Перечисление звуков в слове по порядку.
4. Характеристика каждого звука.

Познакомить с термином «предложение».

Составление простых нераспространённых предложений.

Игра «Живое предложение из слов».
Составление предложений по 1-фигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов.
Составление простых распространённых предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов и условно-графической схемы предложения.

Знакомство с термином «предложение».

Анализ состава предложения, моделирование с помощью полосок разной длины (условно-графическая схема предложения).

Формировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.

Соотнести предметные картинки (ухо, глаз, рот, карандаш).

Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

Игры «Чудесный мешочек», «Найди соседа букве», «Буквы рассыпались», «Подчеркни какую-либо букву в тексте».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

1. Составление букв из палочек, выкладывание из шнурка и мозаики.
2. Печатанье букв по точкам, а затем самостоятельно.
3. Лепка, штриховка в разных направлениях, рисование по пунктиру.
4. Ориентировка на листе бумаги.

Подготовительная группа

Раздел: «Освоение фонетической стороны речи»

Закреплять представления о гласных и согласных звуках.

Закрепление отличительных признаков гласных и согласных звуков.

Игра «Преграда, без преград».

Освоить навыки звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков.

Звуковой анализ и синтез слов из трех - пяти звуков.

Игра «От слова к звукам»: односложные слова без стечения согласных (мак); двусложные слова с открытыми слогами (лужа); двусложные слова с закрытыми слогами (бублик); двусложные слова со стечением согласных (трава);
односложные слова со стечением согласных (клык).

Совершенствовать умение выделять звук на фоне слова.

Выделение звука на фоне слова (начало, середина, конец).

Игра «Соотнеси картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук».

Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Деление слов на слоги.

Игры «Болельщики», «Поздравляем»: деление на слоги трехсложных слов с открытыми слогами (батоны, вагоны).

Формировать умение составлять слова из слогов.

Составление слов с двумя открытыми слогами.

Игры «Доскажи словечко», «Собери слово», «Рассыпалось слово».

Формировать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-4 слов.

Анализ простого двусоставного предложения.

Алгоритм анализа предложения:

1. Определение количества и последовательности слов в предложении.
2. Моделирование предложений с помощью полосок разной длины.

Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

Правильно называть буквы русского алфавита.

Игра «Скажи, как меня зовут».

Сформировать навыки чтения и печатания отдельных слогов, слов и коротких предложений.

Чтение слияний гласных звуков.
Чтение обратных и прямых слогов, слов, предложений из 2-3 слов с пройденными буквами.

Игра «Прочитай-ка».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

1. Конструирование и трансформирование пройденных букв из различных материалов.
2. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв.
3. Графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции.
4. Штриховка, закрашивание контуров предметов, орнаментов, сюжетных картинок.

Младшая группа

Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

Задачи

Содержание образовательной деятельности

Приёмы

Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

Артикуляция звуков: гласных (а, у, о, ы, э, и) и согласных (м, б, п, д, т, г, к, в, ф).

Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры, по называнию взрослым символа звучания: [и] - кричит жеребёнок, [ква] - квакает лягушка.

Развитие речевого внимания и произносительных навыков.

Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Ответь правильно», «Назови предмет», «Покажи и назови», «Лото».
(Изучаемый звук произносится протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно).

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение некоторыми графическими навыками.
Управление движениями рук и пальцев.

Рисование фломастером дорожек, линий, округлых форм, линии от одного предмета к другому.
Рисование фломастером по пунктирным линиям.
Закрашивание предметов, не выходя за контуры.

Средняя группа

Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

Продолжать практически знакомить с термином «слово».

Работа с литературным текстом по подбору слов, близких по звучанию и подходящих по смыслу в конце каждого двустишия.

Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение».

Обобщение и классификация предметов.

Игры «Назови правильно», «Звук потерялся».

Знакомство с термином «слово».

Моделирование слова в виде прямоугольника.

Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и, похоже.

Знакомство с многообразием слов.

Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Назови скорее».

Сопоставление близких по звучанию слов.

Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Звуки поменялись местами».

Сравнение слов по звуковым характеристикам.

Игры «Звонко, громко, тихо», «Какие бывают слова?».

Развивать внимание к звукослоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие).

Сравнение слов по звучанию.

Игры «Раздели правильно», «Что длиннее?»: различение длинных и коротких слов, на простукивание, похлопывание, притопывание слогового рисунка слов.

Продолжать практически знакомить с термином «звук».

Сопоставление одинаковых звуков, сочетаний звуков по мелодике (высоте, силе, тембру).

Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу».

Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов).

Различение на слух твёрдых и мягких согласных.

Игры: «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенки большого или маленького насоса», «песенки большого или маленького комара», «песенка ветра», «песенка жука».

Определение твёрдых и мягких согласных.

Игровые упражнения со звуками «Ц», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»; парами звуков «К-Кь», «Б-Бь»: охарактеризовать, как звучит заданный звук в слове (мягко, твёрдо).
Игры «Помоги животным найти домик», «Помоги животным найти свой вагон».

Учить способам интонационного выделения звука в словах.

Интонированное выделение воспитателем звука в слове, который ребёнок должен определить.

Игра «Будь внимательным».

Одновременное произнесение слова взрослым и ребёнком, интонационно выделяя звук.

Игры «Давай произнесём вместе», «Давайте произнесём хором»: протяжно, громче, четче.

Определять и изолированно называть первый звук в словах.

Самостоятельное произношение слова, интонационно подчеркивая в них первый звук.

Игра «Назови первый звук»: протяжно, громче, четче.

Формировать умение называть слова с заданным звуком.

Выделение слова с заданным звуком в речевом потоке.

Игра «Чья песенка?»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенка жука» или «песенка ветра».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение некоторыми графическими навыками.
Словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает.

Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов.
Рисование по точкам.
Закрашивание рисунка.
Штриховка.

Старшая группа

Раздел: «Освоение фонетической стороны речи»

Формировать понятия «звук», «гласный звук»

Выделение гласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука.

Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение.

Моделирование гласного звука. Красный кружочек или квадрат - гласный звук.

Формировать понятие «согласный звук».

Выделение согласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука.

Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение.

Формировать понятия твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Формирование понятий о твердости и мягкости согласных звуков.

Моделирование согласных звуков. Синим кружочком или квадратом обозначают твердый согласный звук, а зелёным - мягкий согласный.
Игра «Тим и Том».

Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.

Формирование представления о слоге как части слова.

Игра «Слова и слоги».

Деление слов на слоги.

Игры «Раздели правильно», «Болельщики», «Поздравляем»:
двусложные слова с открытыми слогами (папа); двусложные слова с закрытым слогом (вагон); двусложные слова со стечением согласных (банка); двусложные слова из двух закрытых слогов (башмак).

Моделирование слогового состава слова.

Модель (прямоугольник или горизонтальная линия, разделенная вертикальной линией на две части).

Формировать умение выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова.

Выделение одного из слогов в слове большей силой голоса в сравнении с другими и определение его места в структуре слова.

Моделирование слова с ударным и безударным слогом.

Формировать понятия ударный гласный, безударный гласный звук.

Формирование понятий ударный и безударный гласный звук.

Игра «Позови слово».

Формировать умение производить анализ и синтез звукосочетаний из гласных звуков.

Звуковой анализ и синтез звукосочетаний.

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в звукосочетания.
2. Составление графической схемы слияния звуков.

Формировать умение производить звуковой анализ и синтеза закрытых и открытых слогов.

Звуковой анализ и синтез закрытых слогов (ГС).

Игра «Слоговые домики».

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога.

Звуковой анализ и синтез открытых слогов (СГ).

Игра «Слоговые домики».

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога.

Формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, согласный, твердый согласный, мягкий согласный).

Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (кот, кит).

Игра «От слова к звукам» (слова подбираются из звуков сохранных в произношении детей).

Фонемный анализ.

1. Моделирование графической схемы слова.
2. Определение количества звуков в слове.
3. Перечисление звуков в слове по порядку.
4. Характеристика каждого звука.

Познакомить с термином «предложение».

Составление простых нераспространённых предложений.

Игра «Живое предложение из слов».
Составление предложений по 1-фигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов.
Составление простых распространённых предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов и условно-графической схемы предложения.

Знакомство с термином «предложение».

Анализ состава предложения, моделирование с помощью полосок разной длины (условно-графическая схема предложения).

Формировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.

Соотнести предметные картинки (ухо, глаз, рот, карандаш).

Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

Игры «Чудесный мешочек», «Найди соседа букве», «Буквы рассыпались», «Подчеркни какую-либо букву в тексте».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

1. Составление букв из палочек, выкладывание из шнурка и мозаики.
2. Печатанье букв по точкам, а затем самостоятельно.
3. Лепка, штриховка в разных направлениях, рисование по пунктиру.
4. Ориентировка на листе бумаги.

Подготовительная группа

Раздел: «Освоение фонетической стороны речи»

Закреплять представления о гласных и согласных звуках.

Закрепление отличительных признаков гласных и согласных звуков.

Игра «Преграда, без преград».

Освоить навыки звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков.

Звуковой анализ и синтез слов из трех - пяти звуков.

Игра «От слова к звукам»: односложные слова без стечения согласных (мак); двусложные слова с открытыми слогами (лужа); двусложные слова с закрытыми слогами (бублик); двусложные слова со стечением согласных (трава);
односложные слова со стечением согласных (клык).

Совершенствовать умение выделять звук на фоне слова.

Выделение звука на фоне слова (начало, середина, конец).

Игра «Соотнеси картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук».

Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Деление слов на слоги.

Игры «Болельщики», «Поздравляем»: деление на слоги трехсложных слов с открытыми слогами (батоны, вагоны).

Формировать умение составлять слова из слогов.

Составление слов с двумя открытыми слогами.

Игры «Доскажи словечко», «Собери слово», «Рассыпалось слово».

Формировать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-4 слов.

Анализ простого двусоставного предложения.

Алгоритм анализа предложения:

1. Определение количества и последовательности слов в предложении.
2. Моделирование предложений с помощью полосок разной длины.

Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

Правильно называть буквы русского алфавита.

Игра «Скажи, как меня зовут».

Сформировать навыки чтения и печатания отдельных слогов, слов и коротких предложений.

Чтение слияний гласных звуков.
Чтение обратных и прямых слогов, слов, предложений из 2-3 слов с пройденными буквами.

Игра «Прочитай-ка».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

1. Конструирование и трансформирование пройденных букв из различных материалов.
2. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв.
3. Графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции.
4. Штриховка, закрашивание контуров предметов, орнаментов, сюжетных картинок.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie