Годичный семинар-практикум "Развитие речи"


Учителя-логопеды Шрейдер Виктория Александровна и Шуман Римма Владимировна проводили годичный семинар-практикум на тему "Образовательная область: "Речевое развитие в соответствии с ФОП ДО. Формирование словаря дошкольников".
Формирование словаря в соответствии с ФОП ДО по возрастам
От 2 лет до 3 лет. Содержание образовательной деятельности. Педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик»), различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных; активизирует словарь детей: существительными, обозначающими названия транспортных средств, частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать), взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у детей названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников. |
|
Дидактические игры и упражнения на формирования словаря |
В какие режимные моменты можно играть в игры направленные на пополнение словарного запаса детей. |
Д/и «Чудесный мешочек» «Оденем куклу на прогулку» «Большой-маленький» «Назови какой цвет» «Найди… (петушка) «Подай мяч, машинку… Где живёт собачка? Как говорит? «Сварить суп (компот) «Назови одним словом», «Четвёртый лишний» «Накорми обедом» «Что в корзинке?» «Посмотри и угадай» |
Утренний круг Во время прогулки, при наблюдении, подвижные игры Утром Утром |
Формирование словаря в соответствии с ФОП ДО по возрастам
От 3 лет до 4 лет. Содержание образовательной деятельности. Обогащение словаря. Педагог обогащает словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, частях предметов (у рубашки - рукава, воротник, пуговица), качеств предметов (величина, цвет, форма, материал), некоторых сходных по назначению предметов (стул - табурет), объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях, формирует у детей умение понимать обобщающие слова (мебель, одежда). Активизация словаря. Педагог формирует у детей умение использовать в речи названия предметов и объектов ближайшего окружения, знать их назначение, части и свойства, действия с ними; названия действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка; названия некоторых качеств и свойств предметов; материалов; объектов и явлений природы. |
|
Дидактические игры и упражнения на формирования словаря |
В какие режимные моменты можно играть в эти игры. |
- «Угадай профессию» «Кто чем занимается» ( повар-варит еду и т.д.) «Кому что нужно для работы» (вата, бинт, шприц - для врача и т.д.) «Назови как можно больше действий» ( повар режет, чистит, варит, жарит и т.д.) «Кто здесь работает?» ( в школе - учитель и т.д.) «Назови лишний предмет» «Чудесный мешочек» - «Эмоции, угадай настроение» (картинки) - «Найди такой же», «Назови одним словом», «Домино», «Подбери пару» «Раз, два, три- признак назови», «Опиши предмет», «Угадай, что это», «Назови одним словом», «Похож-не похож». |
- Утренняя гимнастика - Утренний, вечерний круг - В организационных моментах - Трудовая деятельность (дежурство) - Во время одевания на прогулку - На прогулке - В игровой деятельности - Экспериментирование - Конструирование |
Формирование словаря в соответствии с ФОП ДО по возрастам
От 4 лет до 5 лет. Содержание образовательной деятельности. Педагог формирует у детей умение использовать в речи названия предметов и материалов, из которых они изготовлены; названия живых существ и сред их обитания, некоторые трудовые процессы; слова, обозначающие части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов, явлений; употреблять слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки; слова извинения, участия, эмоционального сочувствия. |
|
Дидактические игры и упражнения на формирования словаря |
В какие режимные моменты можно играть в эти игры. |
«Кто где живёт?» «Кто, что делает?» «Части целого» «Чья деталь?» «Найди свой цвет» «4 лишний» «Что где лежит?» «Жадина» |
Утренний круг Культурно-гигиенические навыки НОД НОД, прогулка Индивидуальная работа НОД, прогулка, труд в группе НОД, прогулка, КГН |
Формирование словаря в соответствии с ФОП ДО по возрастам
От 5 лет до 6 лет. Содержание образовательной деятельности. Педагог осуществляет обогащение словаря за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовые действия и качество их выполнения; личностные характеристики человека, его состояния и настроения, внутренние переживания; социально-нравственные категории, оттенки цвета, тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов. Педагог закрепляет у детей умение обобщать предметы: объединять их в группы по существенным признакам. |
|
Дидактические игры и упражнения на формирования словаря |
В какие режимные моменты можно играть в эти игры. |
«Чудесный мешочек» «Что это?» «Опиши» «Лото», «домино» «Что бывает?» (Времена года) «Назови одним словом» «Чего не стало?» «Чудесная коробка» «Кто живет во дворе?» «Опасные предметы» «Чей голос?» «Один- много» «Скажи наоборот» «Какая погода» «Назови ласково» «Магазин» |
В течении дня, игровая деятельность, учебная деятельность Игровая трудовая деятельность деятельность, учебная , прогулка. Игровая трудовая деятельность учебная , прогулка Игровая, учебная. Игровая, учебная, бытовая, трудовая, изобр-я дея-сть, прогулка. Игровая, учебная, изобразительная деятельность. Игровая деятельность, деятельность. Игровая, учебная, деятельность. деятельность. Игровая трудовая деятельность учебная , прогулка Игровая, учебная, бытовая, трудовая, изобразительная деятельность. Игровая, учебная, бытовая, трудовая, изобразительная деятельность. Игровая, учебная, бытовая, трудовая, изобразительная деятельность. Игровая, учебная, бытовая, трудовая, изобразительная деятельность. Игровая, учебная, бытовая, трудовая, изобразительная деятельность. Игровая, учебная, бытовая, трудовая, изобразительная деятельность. Игровая, учебная, бытовая, трудовая, изобразительная деятельность. |
Формирование словаря в соответствии с ФОП ДО по возрастам
От 6 лет до 7 лет. Содержание образовательной деятельности. Педагог формирует у детей умения подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков, использовать в речи средства языковой выразительности: антонимы, синонимы, многозначные слова, метафоры, олицетворения. |
|
Дидактические игры и упражнения на формирования словаря |
В какие режимные моменты можно играть в эти игры. |
«Доскажи словечко» «Когда это бывает» (времена года) «Найди лишнее» «Кто? Что делает?» (профессии, животные) «Вставь пропущенное слово» «Угадай, что загадали» (пополнение словоря им. сущ.) Игра «Магазин» (отгадывают покупку по прилагательным) |
Трудовая деятельность, игровая деятельность. Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения) Утренний круг, игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры, режиссёрские игры, образовательная деятельность. Трудовая деятельность, подготовка ко сну, прогулка Утренний круг, вечерний круг, подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность. Игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. |